Как-то повелось в последние годы, что мы со школьным приятелем Алексеем каждое лето ходим в горы. В начале 2017 года запланировали поездку на Дальний Восток с восхождением на Ключевскую Сопку, но в самый последний момент свежие новости об извержении вулкана сломали нам все планы. Пришлось срочно подыскивать новый вариант.
Так как мы уже давно планируем выполнить дисциплину "5 вершин России", то первое, что нам пришло в голову - гора Белуха на Алтае. После поиска предложений от альпклубов и тщательного анализа отзывов, мы остановились на предложении от Уральского Высокогорного Клуба "Ермачек" (УВК). Связались с организатором Юрием по электронной почте и купили билеты. Точка невозврата была пройдена, и с этого момента началось томительное ожидание дня Х.
25 августа - день вылета. Приключения начались уже в этот день. В аэропорту Пулково(Санкт-Петербург) из-за переноса посадки на другой гейт чуть не опоздали на рейс, но его, благо, задержали на 10 минут. Все же вылетели успешно.
Далее нам предстояла пересадка в аэропорту Домодедово(Москва), который похож на большой муравейник. Посадку и там перенесли из одного гейта в другой, а потом еще и задержали часа на 3.
26 августа.В Барнаул мы прилетели с большим опозданием. Взяв свои рюкзаки с конвейера, мы вышли на улицу, где нас встретил наш гид - Юрий Владимирович Ермачек с остальными участниками нашего похода. Там же нас ожидал микроавтобус, в котором нам предстоял 13-часовой переезд в поселок Тюнгур. Грузим свои рюкзаки горой на заднюю площадку микроавтобуса, грузимся сами и в путь. Как только закончился Барнаул, вместе с ним закончились и дороги. В некоторых местах были такие ямы, что груженый микроавтобус пробивал подвеску до металлического скрежета. В общем, долгожданный сон в пути не удался по причине неистовой тряски, летающих по всему салону рюкзаков и неимоверной жары. Часов через 6 мы доехали до кафе "Ирбис", которое окружено прекрасными пейзажами Алтайских гор. Цены приятно удивили, а обед вполне порадовал.По пути из Барнаула в Тюнгур мы делали еще несколько остановок, чтобы отдохнуть от дикой тряски. В Тюнгур мы приехали уже после заката солнца, переехали реку Катунь по подвесному деревянному мосту, который то и дело раскачивался и подозрительно скрипел, и сразу же направились на турбазу "Высотник". На дороге впереди обратили внимание на убегающего в темноту зайца. Значит зверей тут достаточно, если даже в самом поселке их можно встретить. На небе было видно огромное количество звезд, и даже Млечный Путь.Ужин был очень вкусный. Особенно порадовало то, что хлеб они пекут сами, и поэтому он у них всегда свежий. За ужином мы немного плотнее пообщались друг с другом. На следующий день нам предстоял пеший переход до лагеря "Три березы". Наш гид Юрий предложил альтернативу пешему маршруту - сплав на надувном плоту по р.Катуни, что немного укоротило и упростило бы наш путь. Предложение было встречено единогласным "да".
27 августа началось с относительно позднего подъема и завтрака в вышеупомянутой столовой. После завтрака мы с Юрием и Павлом поехали в военную часть в Усть-Кокса получать пропуска в погранзону. Через несколько часов вернулись без происшествий в Тюнгур. Далее нам нужно было отсортировать свои вещи, и выбрать по 5кг снаряжения, которое не понадобится до ледника, и которое лошади повезут в лагерь "Ак-Кем". Этот бонус от гида не мог не порадовать, т.к. немного разгрузил каждого из нас. Все остальные вещи загрузили по своим рюкзакам и закинули в ГАЗ-66, который вёз их по берегу до точки высадки с плота.Прослушали небольшой инструктаж от Александра - инструктора по сплавам на плоту, надели спасжилеты, взяли наш надувной транспорт на руки и пошли пешком к реке. Вода в Катуни не сказать, чтобы очень холодная, но меня удивило, когда инструктор назвал ее теплой. Первое, что бросилось в глаза это ярко-бирюзовый цвет воды. Такой цвет воды в реке я видел в первые. Александр во время сплава рассказывал о местных достопримечательностях, травил разные байки. В общем, скучать не приходилось. Как только добрались до порогов, то вымокли с ног до головы от брызг. Вскоре остановили плот у достаточно высокого камня и устроили ныряния в воду с него. В момент прыжка у меня на шее висели очки на резинке, и когда я ударился об воду одно стекло от давления вылетело (стекла съемные) и безвозвратно закружилось в водовороте ближайшего порога. Благо, у меня на этот случай были запасные очки.
Еще через час мы достигли точки высадки, взяли свои рюкзаки из ожидавшего нас ГАЗ-66 и двинули вперед уже пешком. Сплав в совокупности занял у нас примерно 2 часа. Дальше мы пробирались через бескрайние леса и поля.Природа очень напоминала Карелию. Единственное что выдавало правду о том, где мы находимся - это бесконечные горные пейзажи со всех сторон. Часов через 5 после высадки с плота мы достигли лагеря "Три березы", аккурат под заход солнца. Лагерь представлял из себя просто небольшую полянку в лесистой местности, на которой было удобно размещать палатки. Сытно отужинали тем, что несли с собой и улеглись спать под шум речки под названием Аккем, которая протекала чуть ниже по склону, неподалеку от нас.В этом лагере орудовали лютые грызуны, то и дело таская из наших палаток всякую еду.
28 августа встали довольно рано, так как нам предстоял самый длинный переход на маршруте: от лагеря "Три березы" до альпинистского приюта "Ак-Кем" протяженностью примерно 15 км. Тропа далее пролегала прямо вдоль реки Аккем, иногда лишь углубляясь немного в лес. По пути собирали кедровые шишки и ковыряли из них вкусные орешки. Также на пути встречалось много грибов и ягод. Примерно на середине маршрута с высокого утеса нам впервые открылся прекрасный вид на Белуху.Далее тропа стала усложняться, проходя по огромным грудам камней, которые то и дело пытались перевернуться под весом ноги. Встречались как резкие подъемы, так и резкие спуски. На пути было много ручьев, поэтому нехватки воды не испытывали.
Как только добрались до лагеря "Ак-Кем" нас угостили компотом из сухофруктов, что было очень кстати после 8-часового перехода, и разметили всей компанией в уютном чердаке, прямо над столовой.Вечером после ужина мы арендовали баню на пару часов. Довольно необычно было сидеть в горячей парилке вдали от какой-либо цивилизации и в тысячах километров от дома. После баньки последовали долгие посиделки на улице в беседке под звездным небом. Варили кисель и болтали обо всем на свете.
Кстати, на Ак-Кеме очень занимательные кабинки санузла, их 4. Одна - "М", вторая - "Ж", третья - "МЖ", а на четвертой нарисован инопланетянин, и это единственная дверца, которая по ночам почему-то всегда была приоткрыта и таинственно скрипела на ветру. По слухам, в тех местах проявляется повышенная активность НЛО. Может поэтому им любезно предоставили 4-ую кабинку. =)
29 августа утром выдвинулись в путь в сторону следующего лагеря "Томские ночевки".Как только вышли из леса, перед нами развернулась грандиозная панорама озера Аккем. Прямо напротив озера находится небольшой домик, в нем располагаются пограничники, у которых нам надо было отметиться. Нас предупредили об уголовной ответственности в случае пересечения границы с Казахстаном (классический маршрут) и пожелали хорошего отдыха. Дальше дорога местами превращалась в кашу из-за обилия ручьев, которые стекают с гор в Аккемское озеро. Вдалеке, вверх по течению реки мы увидели небольшую церквушку. Через пару часов нам удалось рассмотреть часовню Михаила Архангела чуть ближе, а при желании даже посетить.Спустя еще несколько часов каменистые тропы плавно перешли в Аккемский ледник, стало существенно холоднее, поэтому начали надевать на себя теплые вещи. Тропа пошла круто вверх, и после подъема казалось, что Белуха уже настолько близко, что ее можно потрогать. Несколькими часами позже мы вышли на морену, в конце которой дислоцировался лагерь "Томские ночевки", который представляет из себя просто большую каменную гряду. Он находится прямо напротив Аккемской стены с шикарными видами на вершины Белухи, а также "Корону Алтая". Еще обратил внимание, что в этом лагере есть мемориал альпинистам, навечно оставшимся на горе. Он представляет из себя большой камень с деревянным крестом и массой памятных табличек, адресованных конкретным людям.Возле мемориала лежит гора старого и более современного альпинистского снаряжения, принадлежащего, видимо, тем, кто перечислен на табличках.
30 августа я проснулся не слишком рано, ноги еще болели от вчерашнего перехода. Расстегнув из палатки перегородку в тамбур, я обнаружил на своем рюкзаке мелко покрошенные макароны быстрого приготовления и всякую крупу. В общем то, что мы вчера ели. Мне это показалось странным, но я не придал этому особого значения...
Неподалеку от лагеря у нас были запланированы тренировочные ледовые занятия. На умеренно крутом склоне ледника было протянуто несколько веревок, закрепленных ледобурами к ледовому рельефу. Надели все свое снаряжение: кошки, беседку, жумар, спусковое устройство и набор карабинов; и отправились на ледяной склон оттачивать свои навыки в безопасном подъеме и спуске по веревочным перилам. После обеда - снова на склон, пока движения не дойдут до автоматизма. С техникой спуска-подъема разобрался довольно быстро, хотя впервые имел дело с альпинистским "железом".
31 августа встал рано утром, как только прозвонил будильник. Было еще темно и холодно, но уже пора собираться.Впереди переход к нашему последнему лагерю на седле Берельского. На своем рюкзаке в тамбуре я обнаружил примерно ту же картину, что и вчера, только на этот раз была покрошена греча. Я спросонья чуть не связал это с какой-то чертовщиной или шаманскими кознями, начал стряхивать рукой крупу, как вдруг откуда ни возьмись, по руке пробегает мышь и устремляется куда-то в темноту. Очень неожиданно, но по-крайней мере, все встало на свои места... Видимо, эта мышка залезла в мой рюкзак еще на "Трех березах", и ехала со мной сначала до "Ак-Кема", а потом и до "Томских ночевок". Вот такой мышонок-путешественник сопровождал меня. =)
Позавтракали на скорую руку, собрали палатку, надели снаряжение и двинули в сторону ледника, на котором у нас вчера проходили ледовые занятия. Примерно через час стало существенно светлее и перед нами открылась весьма и весьма крутая ледяная стена, вверх по которой уходили веревки одна за одной. Я сразу понял, что эта стена - подъем на перевал Делоне. Внешний вид стены оказался куда более пугающим, чем это есть на самом деле. Вся команда без особых проблем поднялась на перевал Делоне.Перед нашими глазами открылся вид на залитую солнцем "Сковородку" - плоский ледник, окруженный со всех сторон отвесными скалами. Дальнейший путь пролегал прямо по центру этой "Сковородки" через ледник Менсу, на котором нам впервые пришлось преодолеть большие ледовые трещины. Проходили всё, разумеется, в связках по несколько человек. В некоторых особо опасных местах организовывались временные станции страховки с помощью воткнутого рукояткой в снег ледоруба и привязанных к нему перил.Как только мы вышли на основное плато ледника Менсу, перед нами открылся вид на последний снежный склон, после которого находился лагерь "Берельские ночевки". Где-то на этом склоне проходит граница между Казахстаном и Россией. До лагеря добрались под вечер, но еще было светло. Лагерь представляет из себя небольшое снежное поле, окруженное скалами и ледовыми разломами. Тут уже нет никаких ручьев, и воду для готовки приходится топить из снега. Раскопали место под палатку, плотно поели и сразу легли по палаткам отдыхать. Грядущей ночью предстоит финальный выход к восточной вершине Белухи.
Коллега по палатке Алексей к ночи приболел, всю ночь был сильный кашель, температура, и даже поднимался вопрос идти или нет.
1 сентября в полной тьме просыпаюсь от шумных сборов вокруг палатки.Видны только блики налобных фонариков, играющие на стенках палатки. В самой палатке жутко холодно и зябко, но усилием воли удается одеться, вылезти наружу и сделать несколько активных движений для разогрева. Не теряя времени, иду копать свежий снег для чая, ставлю горелку и параллельно освобождаю рюкзак от вещей, которые не пригодятся мне на восхождении.
После чашечки чая Леха кое-как оклемался и все же нашел в себе силы пойти на штурм вершины. Наш гид Юрий уже начал отсчет по минутам до выхода. Не мешкая, надеваю кошки, страховку, беру ледоруб и отправляюсь по тропинке в темноту за ребятами, которые уже вышли несколькими минутами ранее. Когда я смотрел вперед, то не было видно абсолютно ничего. Ни очертания гор, ни звезд, ни даже снега на расстоянии более 50 метров.Только шлейф из налобных фонариков, устремившийся куда-то вверх по склону. Ассоциативно было похоже на рой светлячков, летящих куда-то в небо. В полной темноте мы преодолевали какие-то трещины, но сложно было оценить их масштаб.
Через несколько часов рассвело, но по-прежнему можно было рассмотреть не много чего, т.к. все вокруг заволокла метель и тучи. Единственное что я сумел оценить это размеры трещин, через которые мы проходим. Они были от одного до нескольких десятков метров в ширину и просто неимоверными в глубину. Когда смотришь на снежный мостик через эту бездну, над которой ты только что проходил, то по коже пробегает легкий холодок. Думаю, это наиболее точное описание глубины разломов на Белухе. Вдалеке периодически слышались раскаты грома, не предвещающие ничего хорошего. Тут мы подошли к веревочным перилам, уходящим вверх по склону, но из-за плотной вьюги сложно было понять насколько далеко в небо они уходят.Каждые несколько минут вверх по перилам начинал подъем новый член команды. Подошла моя очередь. Встегиваю жумар в веревку, страхуюсь карабином, и зарубаясь ледорубом ползу наверх в белую пелену. От холода совсем перестал чувствовать кончики пальцев на руках, т.к. на них были надеты только тонкие перчатки. Проклинал себя, что поверх них не надел еще и верхонки, которые кстати, у меня были с собой. Минут через 30 сверху показались очертания людей, значит вершина уже близко! Еще несколько активных рывков и утомительный подъем закончен. Наверху мои коллеги по команде уже согреваются чаем и вежливо указывают мне направление вдоль хребта, который приведет меня к восточной вершине Белухи. Прохожу еще метров 200 и вижу на самом краю металлический ледоруб, воткнутый рукоятью в скалу, с подвешенным на него колокольчиком. Традиция гласит, что каждый альпинист, поднявшийся на восточную Белуху, должен позвонить в этот колокольчик, как символ того, что ты там был. Особого восторга от достижения вершины не было, т.к. все было затянуто грозовыми тучами, дул сильный ветер, валил снег и ничего вокруг не было видно. Порадовало то, что все участники восхождения успешно добрались до вершины. Несколько памятных фотографий и взаимных поздравлений, и мы уже на обратном пути. Гроза все усиливалась, и уже было слышно, как гремит где-то совсем близко. Спустившись вниз по веревочным перилам, мы с ребятами почувствовали, как еле-заметно звенит все железо, висящее на нас, как индикатор напряженности электро-магнитного поля, и предвестник удара молнии. Я читал об этом явлении только в рассказах о лютых и экстремальных походах где-нибудь в Гималаях, но не думал, что когда-то это произойдет и со мной. Не зная что делать, мы решили скинуть с себя все железо, отойти на безопасное расстояние и подождать Юрия, который замыкал нашу растянувшуюся колонну.
Как стало известно позже, в это время Юрий только вернулся с вершины к перилам.Прямо перед ним по перилам спускался Леха, который утверждал, что видел, как что-то яркое сверкнуло за спиной Юрия, когда он начал встёгивать веревку в "восьмерку", затем посыпались искры и самого Юрия отбросило на склон. Позже это наблюдение подтвердил и сам Юрий, сказав, что молния ударила прямо рядом с ним, задев его рюкзак. Через пару часов облака немного разошлись, и мы все же смогли полюбоваться окружающими видами, хоть и недолго. Вернувшись в наш лагерь на Берельские ночевки, мы обнаружили, что наши палатки капитально завалило снегом. Раскопали тамбуры, напились чаю и упали без задних ног отдыхать. Проспали весь день и всю ночь. Ночь была особо холодная, несколько раз просыпался, пытаясь надеть на себя хоть что-то еще. Кое-как дотянул до утра.
2 сентября. Дорога обратно до Томских ночевок была спокойная и без приключений. После Томских при прохождении ледника мы с коллегой Павлом отстали от основной группы и пошли по другую сторону от реки Аккем, т.к. ушли не туда.Несколько часов пробирались по огромным грудам валунов. Минуя часовню Архангела Михаила, которую мы обнаружили по другую сторону реки, продвижение по камням настолько замедлилось и усложнилось, что мы решили перейти реку вброд, но это оказалось плохой идеей. Вода была чертовски холодной, в некоторых местах глубина была существенно больше, чем казалось на первый взгляд, а мощный поток полностью смывал остатки надежд на успешный переход Аккема влобовую. Между тем, начинало смеркаться. Выхода было два: вернуться на ледник и перейти реку там, где она еще не была такой бурной, либо во что бы то ни стало пробираться дальше через непроходимые груды камней. Запасы сил заметно истощились, а огни лагеря вдалеке казались не такими уж и далекими, поэтому решили пробираться только вперед, пусть и крайне медленно. Тем временем, стало совсем темно. Мой налобный фонарь светил настолько тускло, что прыгать с камня на камень над многометровой пропастью стало весьма опасно. Основной свет исходил только от пашиного фонарика. Между камней из глубины нор то и дело раздавался звонкий визг каких-то существ, который нагнетал и без того раскаленную до предела атмосферу...Через час движения по скальному маршруту с тяжелым рюкзаком и полной темноте мы обнаружили мостик через речку, который указал нам на то, что мы все же выбрались на штатную тропу, которая должна была привести к лагерю "Ак-Кем". Еще примерно через час пути по полной темноте мы достигли нашего лагеря, попарились в баньке и без сил упали спать.
3 сентября мы совершили экскурсию в близлежащую долину реки Ярлу. Там находится каменный городок из сотен туриков, обнесенных стеной из булыжников. По центру находится огромный камень, который согласно местным легендам уходит на десятки метров под землю и обладает магическими силами. Это место является священным для последователей Рериха.
На склонах гор этой долины мы обнаружили целые рощи дикого лука, который по форме и размеру больше напоминает чеснок. Очень острая штука, но к обеду целый пакет набрали очень кстати.
4 сентября нас ожидал финальный переход до "Трех берез", откуда нас должны были забрать на ГАЗ-66. Те, кто не нашли в себе сил на пеший переход полетели на вертолете. Все успешно добрались до "Высотника" в поселке Тюнгур.
Резюмирую.
Безусловно, поход получился гораздо комфортнее, чем прошлогодние восхождения на Эльбрус, Казбек или зимнее восхождение на Юдычвумчорр в Хибинах. Часть груза либо несли лошади, либо хранилась в лагерях до нашего возвращения. Не было нехватки воды и еды, т.к. везде можно было найти какой-нибудь ручей, а еду при необходимости можно было приобрести у проводников вплоть до Берельских ночевок. До Ак-Кема и вовсе имеется комплексное горячее питание. Есть возможность аренды любого снаряжения на Ак-Кеме и Томских ночевках, даже палатки можно бюджетно арендовать прямо на местах.
Общая протяженность маршрута на Белуху, включая пройденный на плоту и в кузове грузовика - более 140км суммарно в обе стороны, но проходится он подготовленным человеком на одном дыхании.
Полный фотоотчет о восхождении на Белуху можно посмотреть в альбоме Вконтакте.
Бюджет восхождения на Белуху (на одного человека):
30000 - размер взноса в пользу альпклуба
800 - сплав по Катуни
800+800 - баня на Ак-Кеме за 2 сеанса
1000 - аренда ГАЗ-66
400 - баня в Высотнике
~1000 - доплата за проживание в приютах сверх того, что запланировано в туре
12500 - для тех, кто полетел на вертолете
Все пункты, кроме первого, являются опциональными и не входят в обязательную программу, но благодаря им знакомство с Алтаем получилось столь комфортным и благоприятным.